Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Слуга (1988)"

Купить "Слуга (1988)" можно за 250 руб.

Экзистенциальаня психодрама/притча
режиссер: Вадим Абдрашитов
сценарий: Александр Миндадзе

оператор: Денис Евстигнеев
композитор: Владимир Дашкевич





Берлинский кинофестиваль-1989: Премиия Альфреда Бауэра за открытие новых перспектив в искусстве кино; Премия евангелического жюри Interfilm Awards. Ника-1988 за лучшую мужскую роль (Олег Борисов) и лучший сценарий (Александр Миндадзе).


Кинематографический дуэт Абдрашитов-Миндадзе является, пожалуй, одним из самых интереснейших мифотворцев в российском кино. Даже во вполне частных и бытовых историях, вторым планом неизменно ощущается стремление авторов к мифологическому обобщению рассказываемой истории. Метафизика жизни человека в государстве, системе, социуме, семье - вот главная тема, интересующая авторов.

"Слуга" - фантасмагория, дьявольщина чистой воды. Мир советской номенклатуры здесь предстает как ИНОЙ МИР, со своими особыми законами, особыми отношениями, особой реальностью. Маленький тщедушный областной начальник - не начальник, а всесильный царь, маг и чародей, хозяин над человеческими душами. Его неприметный водитель - не водитель, а раб, продавший свою душу дьяволу, получивший взамен все земные блага, но так и оставшийся жалким презренным рабом, и в мыслях и в делах и в чувствах. Их жизнь - это история всепоглощающей любви-ненависти. Абдрашитов и Миндадзе на протяжении всего своего кинематографического опыта в той или иной степени тяготели к эпичности. "Слуга" стал кульминацией, одной из самых ярких вершин такого метода, превращаясь из банальной "психологической драмы" взаимоотношений советского начальника и его водителя в мощную, завораживающую своим космизмом трагедию на манер древнегреческих.

Форма древнегреческой трагедии авторы воспроизводят буквально и недвусмысленно, сделав одним из важнейших элементов сюжета и всего образного строя картины хор. У греков хор - обязательное действующее лицо трагедии, "за сценой" комментирующий происходящее. В фильме хор является зрителям буквально. Это и подарок, сделанный с барского плеча современным номенклатурным Мефистофелем, продавшему ему душу слуге, но одновременно это и "древнегреческий" музыкальный закадровый комментарий: мощные, длинные хоровые куски вторгаются в течение сюжета, чтобы высказать свое слово. Одно из таких слов - "Dies Ire" / "День Гнева" из "Реквиема" Верди, одного из самых необычных реквиемов в истории музыки, чувственного и страстного. В финале картины хор, под взмахи новоявленного слуги-дирижера, уже не за сценой, а на сцене, прямо в камеру, старательно выпевает задушевные мелодии, лейтмотивом проходившие через весь фильм, когда вдруг мелодии эти начинают складываться в бессмертные латинские слова "Реквиема". Реквиема по погибшей душе главного героя, водителя и дирижера.

Владимир Дашкевич: “Мне, как музыканту и композитору, чрезвычайно интересно и полезно было работать над сценариями Миндадзе, потому что там, как нигде, необходима музыка, которая улавливает подсознательные процессы. Это не лирика, это не патетика, это не ирония даже, а это нечто другое, что что-то шевелится в каких-то подспудных движениях нашей страны. Вот эти подспудные решения, они решают, что будет происходить завтра, иногда они возвращаются назад, и у нас прошлое как бы путается с настоящим. Получается такое Зазеркалье”.

Зазеркалье - одна из излюбленных кинематографических тем Миндадзе-Абрашитова. В иную реальность попадает персонаж Владимира Гостюхина из "Охоты на лис", когда его избивают на улице подростки. В Зазеркалье, а не на военные сборы уходят персонажи "Парад планет". В странном, иррациональном, зазеркальном мире пребывают и персонажи "Слуги". Им уже никогда не выбраться из него.

Александр Миндадзе: “В "Слуге" нам было интересно, что один человек сформировал жизнь другого человека, придумал ему хор, придумал ему жену, и вдруг оказалось, что этот человек очень талантливый хоровой дирижер и прекрасно живет с этой женщиной, которую ему подсунули. То есть, на этом обмане, на этой лжи вдруг вспыхнула талантливая и счастливая жизнь. Вот такой оборот, который, мне кажется, опровергал те традиционные построения соотношений добра, зла, что есть хорошо, плохо, и показывал, куда более интересную, глубокую вообще взаимосвязь добра и зла, когда иной раз из зла произрастают цветы добра”
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 42




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов