Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Враги (2007)

Враги (2007)
2007 - Белоруссия

Режиссер:

Фильм «Враги» - это дебютная полнометражная работа молодого белорусского режиссера Марии Можар. Действие картины происходит во время Великой Отечественной Войны, жарким летом 1942 года в оккупированной белорусской деревне. В центре фильма история женщины, маленький сын которой был схвачен немцами за попытку подрыва поезда. Мать пытается спасти своего ребенка от расстрела. Трагедия героини становится катализатором в отношениях между жителями деревни – женщинами и стариками – и немецкими оккупантами. Люди, пытавшиеся забыть о войне и сосуществовать мирно, понимают, что это невозможно. Фильм «Враги» это совершенно новый взгляд на Великую Отечественную, заново раскрывающий драму простого человека, попавшего под жернова войны. Продюсер - Алексей Учитель.

Рецензии на фильм
Враги (2007)

2
#
Драма простого человека, попавшего под жернова войны

Оккупация это не только подвиги подпольщиков и партизан, это не только зверства нацистских захватчиков и героическое сопротивление народа. Это еще и будничная, каждодневная жизнь, которая длилась не один год.
В картине нам хотелось показать жизнь оккупированной белорусской деревни жарким летом 1942 года. Война ушла далеко на восток, прошел уже год после ее начала, а конца войне не видно. Жизнь районного центра, где обосновалось немецкое руководство районом, входит в русло «нормы». Немцы учат русский язык, пытаясь заигрывать с местными молодками. Женщины стирают немцам и кормят их, а кто-то и заводит с постояльцами отношения. Надо жить дальше... В этой кажущейся благодати вскоре звучит тревожный звонок. Подросток-сын нашей главной героини пытается убежать к партизанам, совершает подрыв немецкого эшелона, чтобы его в партизаны приняли. Мальчика ловят. Немцы должны его казнить, чтобы «другим неповадно было». Таков приказ центрального командования, которого ослушаться нельзя. Немцы понимают, что казнь ребенка положит конец их благополучному существованию. Они не смогут больше находиться в иллюзии мирной жизни. Особенно хорошо понимает это местный комендант, который находится в близких отношениях с матерью мальчика. Но и нарушить приказ командования он не может...
Картина, как нам кажется, должна не только помочь прочитать малоизвестную страницу в истории Великой Отечественной войны, но и поднять более глобальные вопросы взаимодействия разных культур. Ведь оккупация – это и острое явление сегодняшнего дня. Происходящее в Ираке и Афганистане еще раз убеждает нас, что навязать чужую волю целому народу – нельзя.

Источник: Студия Рок

15 май 2008

#
Мария Можар. Отделить огонь...

С Машей Можар я познакомился почти девять лет назад. Тогда она была совсем девчонкой, студенткой Университета культуры и писала стихи. Думала ли она тогда о сценарии «Враги», который напишет несколько лет спустя? Вспоминая ее, тогдашнюю — очаровательную, с распущенными по плечам волосами, задумчивую, не уверен. Зато знаю, как возникла идея его написать. Один ее знакомый в разговоре с Марией упомянул цитату из Камю. Речь в ней шла о том, что немецкие фашисты предложили матери убить по выбору старшего или младшего сына. Эта ситуация выбора поразила Марию. Она обратилась к первоисточнику. Именно с тех пор для Марии Камю и еще, пожалуй, Достоевский стали как черное и белое для художника: это нравственный фон, на котором заметнее акценты. Они задают вопросы, которые заставляют думать, на которые ей хочется найти свой ответ…

Cценарий был написан. С ним белоруска Мария Можар поступила на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую Ташкова и Сурина. Сейчас Мария добрым словом вспоминает своего педагога из Университета Культуры Нину Загорскую. Она научила Машу любить и ценить слово, понимать его силу и власть — нравственную, духовную и творческую.

В пересказе история принятого решения поступать во ВГИК звучит просто. Но, конечно, не обошлось без трудностей. Однако, когда Мария решила, во что бы то ни стало, ехать учится в Москву, ее отец, узнав об этом, категорически этому решению воспротивился. В родном Минске — налаженный быт, надежный тыл в лице любящих родителей. Москва — суматошный, безумно дорогой… да просто чужой город! Но, поговорив с женой, матерью Марии, отец все–таки разрешил: «Дочка, езжай!» Наверное, он ответил так, потому что знал, что если даже и не разрешит Маше ехать в Москву, то она все равно уедет. И без родительского «благословения»…

В первый же семестр обучения во ВГИКе Мария узнала от одного из своих мастеров по кинорежиссуре, режиссера Сурина, что он очень хочет поставить ее сценарий «Враги» Кому–то другому это известие вполне могло вскружить голову. Сам воздух Москвы этому способствует: еще бы — столица Большого Шанса, родина Огромных Возможностей!.. Но если бы Мария Можар думала об этом, то она была бы… не Мария Можар. Поэтому она продолжала учиться режиссуре, работе с актерами. Этому на курсе у Ташкова, именитого режиссера, автора с детства знакомых Маше «Уроков французского», «Детей Ванюшина» уделялось больше внимания, чем на других курсах. Мария усердно изучала теорию кинодраматургии, много читала, постоянно что–то писала и время от времени возвращалась к своему первому сценарию «Враги». Вот так, не торопясь, без суеты доводила сценарий до совершенства, параллельно работая над постановкой кино этюдов, короткометражек…

Такое серьезное отношение к выбранному делу, как правило, бывает вознаграждено по заслугам. В 2003 году сценарий студентки Марии Можар «Отделить огонь от пламени» (впоследствии названный ею «Враги») был награжден дипломом и призом «Серебряный Витязь» на ХII МКФ «Золотой Витязь». И вновь признание и первые лавры не испортили нашу землячку! Она продолжала учиться и работать, может быть, с еще большим рвением. На пятом курсе Мария поставила дипломный короткометражный художественный фильм «Собака» по мотивам рассказа грузинского писателя и сценариста Нодара Думбадзе и представила фильм на ежегодно проходящем во ВГИКе Международном кинофестивале студенческих, дипломных фильмов «ВГИК». Здание ВГИКа на время фестиваля объединило студентов кинематографических вузов более чем 20 стран (Германии, Франции, Канады, Бразилии и др.) Все они приехали, чтобы представить свои работы на международном конкурсе. И на 26–й МКФ «ВГИК» самый оглушительный успех выпал на долю «Собаки» Марии Можар. Фильм повествовал о стайности и стадности. Главным героем картины стала собака, из–за которой перевернулась жизнь всей деревни. Мария Можар получила специальный приз председателя жюри Натальи Белохвостиковой за лучшую работу режиссера в игровом фильме, а также специальный приз жюри «Лучшему организатору производства фильма» и Приз зрительских симпатий…

Всему свое время. Стихам, «как благородным винам, приходит свой черед», — писала Марина Цветаева. Сценариям тоже приходит свой черед! Нынешней весной еще совсем молодой белорусский кинорежиссер Мария Можар заканчивает работу над своим дебютным полнометражным художественным фильмом по собственному сценарию «Враги». Работа настолько близка к завершению, что можно давать интервью. Я решил воспользоваться давним знакомством с Машей…

–Представь свою первую полнометражную картину. Как она будет называться в окончательном варианте и какой у нее бюджет?

–Картина называется так же, как и сценарий — «Враги». Бюджет фильма был чуть больше миллиона долларов. Я заранее приглашаю всех на премьеру, правда, пока не знаю, когда фильм выйдет в прокат… Все съемки проходили в Белоруссии, в деревне Красный Бережок Вилейского района, в деревне Краснолуки Витебской области, в Белорусском Национальном музее архитектуры и быта, где снимались интерьеры деревенских хат, а также в Печах, где снимались сцены с танками — батальными я их назвать не могу. В съемках были задействованы не только российские актеры из Москвы и Петербурга, но и белорусские. Лента достаточно новаторская, это новый взгляд на войну. Когда мы (я говорю сейчас от имени моих российских партнеров) предложили «Беларусьфильму» сделать совместный проект, это очень долго обсуждалось. Мне приходилось встречаться с разными чиновниками из министерства, которые очень долго взвешивали все «за» и «против»: они были не готовы к такому взгляду на войну. По сути, в фильме нет никаких военных действий, но это не главное. Думаю, основным камнем преткновения стало то, что немцы в картине показаны людьми, которые могут переживать, чувствовать, размышлять. Возможно, именно это и смутило белорусских чиновников от культуры, которые привыкли к традиционной трактовке образа врага — некой обобщенной массы, чего–то абстрактного.

–Не боишься, что название «Враги» слишком резкое?

–Не думаю. Вообще, изначально оно было другим — «Отделить огонь от пламени». Это история о нравственном подвиге белорусской женщины.

–Кто стал инициатором производства картины?

–Алексей Учитель. Картина была запущена в производство на его студии «Рок» в 2006 году.

–Как тебе работалось с Учителем?

–Он выступал продюсером, и мне очень понравилось с ним работать. Если у него возникали какие–то замечания или предложения, он высказывал их очень корректно. Он не просто продюсер: в первую очередь, он замечательный режиссер, чьему вкусу можно абсолютно доверять. Бюджет картины, наверное, как и у всех дебютантов, был невелик, и поэтому было проблематично снять, например, эпизод, когда по деревне проезжают танки. Любой продюсер не понял бы до конца важности этой сцены. Но для драматургии картины, для передачи общей атмосферы она весьма значима. Алексей Учитель же, более того, настаивал на ее необходимости, и говорил, что она должна быть снята, чего бы это ни стоило. Все свои пожелания он оставлял на мой выбор: принимать их или нет. Несмотря на то, что основные решения принимала я, его предложения были хорошими, профессиональными советами старшего и опытного коллеги.

–Не секрет, Мария, что многие фильмы воспринимаются «на слух», и композитор, как сценарист и режиссер, является полноправным соавтором фильма. Кто был приглашен написать музыку к твоему фильму?

–Композитором, автором музыки к фильму «Враги» стал Павел Карманов — выпускник Московской Консерватории. Им написано много музыки в разных стилях — от «сериальной» и «сонористической» до «псевдобарокко». В последнее время Павел увлечен эстетикой «поставангарда» и «минимализма». Сочинения Павла Карманова исполняются в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, в Доме композиторов, в Культурном центре ДОМ, в Большом и Малом залах Санкт–Петербургской филармонии. Карманов — автор музыки ко многим художественным и документальным фильмам. Среди его работ «Солдатский декамерон» Андрея Прошкина, «Закрытый космос» Нурбека Эгена, «Пугало» Александра Котта, «Письмо» Матвея Живова и мой фильм «Враги».

–Кто был оператором на картине?

–Андрей Смирнов, закончивший ВГИК.

–Каких планов больше в фильме — общих, средних, крупных?

–Весь фильм снят очень длинными, но динамичными кадрами, с очень сложным внутрикадровым монтажом, камерой с рук. Это не самый редкий прием съемки, но он мне помог точнее снять переживания актеров. Кстати, об актерах. Одну из главных ролей играет народный артист Беларуси Геннадий Гарбук. «Сыгранный Г. Гарбуком образ Петрока в фильме «Знак беды» на долгие годы прирос к Геннадию Гарбуку», как писал Михаил Николаевич Пташук в своей книге «И жизнь, и слезы…». В своей картине я приложила все усилия, чтобы изменить кинообраз Геннадия Гарбука. И насколько у меня это получилось, можно будет увидеть в фильме.

РУСЛАН ТУРЕНКО. Журнал "На экранах".

15 май 2008

Оставить рецензию Враги (2007)

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 30




Реклама на сайте

Купить на DVD

Доступен к заказу
200 руб.
Купить «Враги (2007)» на DVD можно за 200 руб.
Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов