Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь

M: Die Macht der Bilder: Leni Riefenstahl
Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь
1993 - Германия

Режиссер:

Монументальный фильм, воссоздающий историю жизни одной из самых знаменитых и самых ненавидимых звезд немецкого кино. Имя Лени Рифеншталь давно уже стало культовым. В двадцатых годах прошлого века она соперничала с Марлен Дитрих, и кто знает, на какой уровень вывела бы ее актерская судьба, если бы Лени не стала «главным режиссером» нацистской Германии. Ее фильмы «Триумф воли» и «Олимпия» стали вехой в истории мирового кинематографа. «Я была танцовщицей сердцем и душою. Если говорить об актерской жизни, то мои желания так и остались нереализованными. Фотографом я стала только потому, что после войны попала под бойкот и не могла снимать фильмы», - говорила Лени. А когда ей было уже под 80, она занялась подводными съемками, отсняв самые потрясающие кадры за всю историю этого жанра. Она скончалась 9 августа 2003 на 102 году жизни.

Рецензии на фильм
Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь

3
#
Какой она была, эта женщина?

Жителям Москвы повезло: в галерее Нащокина в нынешнем сезоне представлена изумительная выставка «Пять жизней Лени Рифеншталь» (вероятно, имеется в виду: танцовщица, актриса, режиссёр, оператор, фотограф), где посетители могут увидеть множество фотографий о Лени, фотографий Лени, просмотреть её фильмы и фильм о ней Рэя Мюллера, о котором пойдёт речь. Ощущение от фотографий 20 - 30-х годов, с которых прямо в душу смотрит хрупкая девушка с огромными чарующими глазами, просто волшебное. Очень интересны, ярки, необычны фотографии из «нубийской» серии: неповторимые раскраски лиц, застывшие танцы, гордые и красивые люди цвета чёрного шоколада... Подводная эпопея представлена не так широко, но и те немногие фото, которые зрители могут увидеть, гениальны, как и все остальные работы Лени. Выставка продлится до 30 июля 2004 года.

Какой она была, эта женщина? Можно подобрать бесконечное множество эпитетов - потрясающая, уникальная, невероятная, красивая, сильная, гордая, смелая, своенравная, талантливая, просто гениальная! Многограннейшая: занялась танцами и покорила весь мир как танцовщица; решила сниматься в кино - добилась у Арнольда Фанка главных ролей в его фильмах и покорила мир как актриса (ею восхищался, обещая сделать мировой звездой, Джозеф фон Штернберг, ее ненавидела, чувствуя соперницу по экрану, восходящая к зениту славы Марлен); увлеклась производством кино, и после первого же фильма мир лег к ногам нового режиссёра - первого режиссёра-женщины! И позже она добивалась невероятных высот во всем, за что ни бралась, - будь то фотография или подводные съёмки.

Имя Лени Рифеншталь часто употребляется с негативным оттенком: «певец нацизма», «пропагандировала нацизм», «гитлеровская пособница», мол, «в ней слились гений и злодейство». Думаю, что после просмотра этого фильма ни у кого не останется сомнений: все нападки - от злости, зависти и некомпетентности отдельных журналистов и критиков.

Она во всём была первой, даже в своих заблуждениях. Просто глупо обвинять эту хрупкую и непокорную женщину, в том, что она, как и полмира в то время, верила в Гитлера. В чем её можно обвинить? В том, что она всё, за что бралась, делала гениально, превращая навоз в золото? В том, что она в свои 34 года была гениальным Художником, поэтому её заметил Гитлер и именно ей доверил снимать отчёт о съезде нацистов? Заметьте, что в двухчасовом «Триумфе воли» нет ни слова о нацизме, ни слова о войне - только о сплочённости страны, о мире, об исполнении властью своих обещаний. Это по сути очень оптимистический и жизнеутверждающий фильм об идеалах, которыми бредила тогда Европа, о великой, как тогда казалось, эпохе. Впрочем, кто талантливее самой Лени, создателя лучших - до сих пор - документальных фильмов в истории кино, может рассказать об этом?..

«Из-за фильма "Триумф воли" я пережила 4 ареста, 30 судебных процессов, 2 года провела в психиатрической клинике. Меня обвиняли в том, что я своим фильмом фактически помогла нацистам прийти к власти в Германии. Но я никогда не занималась политикой. Я всю свою жизнь принадлежала искусству. Во всём, что я делала, в том числе и в своих фильмах, я стремилась найти интересный поворот, создать незабываемый художественный образ. Я не политик, я - художник». И фильм 1936 года «Олимпия» - высшая, на мой взгляд, планка художественности и гармонии.

Она не политик - она до кончиков ногтей певец красоты и эстетики, режиссёр, новатор, и все это с большой буквы, и всё это на пределе человеческих возможностей. Она Мастер. В одном лице и режиссёр, и оператор, и исполнительница главных ролей, и монтажёр, и фотограф, и изобретатель новейших технологий - новых плёнок, новых объективов, новых светофильтров, новых ракурсов, новых планов, новых точек зрения, новых граней красоты. Она несравненна. Она прекрасна. Она - ярчайший метеор, когда-либо освещавший небеса мирового кинематографа.

Вот вся её жизнь. Родилась Хелена Берта Амалия Рифеншталь 22 августа 1902 года, с 12 лет занималась спортом, с 14 лет увлеклась танцами, в 21 год покорила мир как балерина, в 24 - как актриса кино, снявшись в фильмах Фанка «Священная гора», «СОС. Айсберг» и др. Она стала самой настоящей альпинисткой, первой из женщин и ни в чём не уступающей мужчинам. Она влюбилась в горы, она облазила все пики в Альпах. Международный сайт альпинистов называет её легендой этого вида спорта. В 30 лет сняла первый игровой фильм («Голубой свет») как режиссёр. В 32 года сняла - по убедительнейшей просьбе Гитлера (в обмен на обещание, что она никогда ничего больше не станет снимать для партии и Рейха) - документальный фильм «Триумф воли», ставший впоследствии для неё роковым. В 34 года сняла документальный фильм «Олимпия». К 36 годам закончила монтаж «Олимпии», и фильм прокатился по всему миру, собрав все мыслимые и немыслимые овации и премии. Год спустя началась война, войска Германии вступили в Польшу. Лени, попытавшись было вести кинохронологию военных действий, после первого же столкновения с мирным населением с большим скандалом покидает линию фронта и разрывает отношения с партией и политикой навсегда. Несколько лет снимает фильм о цыганах и свободе в разных странах, но война заканчивается и негативы попадают под арест. С 47 до 50 лет её жизнь - ад: сплошные аресты, суды, депрессия. В 53 года она на много лет уезжает в Африку - Кения, затем Южный Судан, и живёт среди диких племён нубийцев, изучая и запечатлевая в вечности их обычаи и лица. В 71 год издала фотоальбом «Последние из нубийцев», который имел оглушительный успех, затем, в 74 года - ещё один фотоальбом, продолжающий первый. В 75 лет (это не опечатка!) её заворожил подводный мир, и она, сдав экзамен по поддельным метрикам, стала самой старой подводной ныряльщицей в мире, до 90 с лишним лет погружаясь на дно океанов, фотографируя жизнь подводного мира и снимая замечательные фильмы. Выпущены завораживающей красоты фотоальбом «Коралловые сады» и документальный фильм «Впечатления под водой». Умерла 8 сентября 2003 года, на 102-м году жизни. Весь ХХ век прошёл перед её глазами и отразился в её работах. Так хочется, чтобы на жизнь и творчество Лени Рифеншталь перестали смотреть сквозь узкую призму двух фильмов, занявших в её огромной и разнообразной жизни всего 4 года. Обидно, что всю оставшуюся жизнь ей приходилось оправдываться и «доказывать, что ты не верблюд».

***

Как здорово, что на мировой экран, и в особенности на российский, выходят такие добротные, полные, красивые - одним словом, хорошие документальные фильмы, как этот! Жанр документального кино специфичен, любителей и ценителей у него гораздо меньше, чем у кино художественного, и аудитория более искушённая, заранее ждущая скандального, «жареного», неизвестного, нового взгляда и новых открытий. И авторам фильма удалось, на мой взгляд, удовлетворить публику. По крайней мере, нет ни одного документального источника, из которого мы бы могли узнать столько о Лени Рифеншталь, кроме, разве что, мемуаров этой удивительной женщины, опубликованных спустя несколько лет после выхода фильма. Но это уже совсем другой жанр и другой вид искусства.

Фильм Р. Мюллера - история жизни Лени Рифеншталь от и до. Построен он в виде интервью со старушкой Лени (режиссёр провозит Рифеншталь по местам, где происходили важнейшие события её жизни, и она рассказывает и показывает, как всё было, временами ругаясь с оператором и показывая, в каком ракурсе её лучше снимать - тяжело, когда в кадре режиссёр и оператор) и анализа тех или иных её достижений с исторической и художественной точек зрения. Вместе со съёмочной группой зритель побывает в разных уголках Германии, взглянет на альпийские пики с высоты вертолёта, побродит по киностудии, где когда-то начинали сниматься Лени Рифеншталь и Марлен Дитрих, где снимала павильонные сцены сама Лени, и посидит в монтажной, где монтировались по 18 часов в сутки сотни километров отснятой пленки; далее вместе с Лени совершит путешествие по экзотической Африке и опустится на дно океана.

Часть фильма Мюллер и Рифеншталь просто сидят за столом, рассматривают рукописи, фотографии, сценарии и обсуждают их. Безумно интересно слушать, как снималась та или иная сцена (как-то раз актерам Фанка пришлось сутки сниматься в ледяной пещере при - 28, а в другой раз на Лени спустили настоящую лавину), как Рифеншталь придумала технику ночных съёмок при дневном свете, как она впервые применила широкофокусный объектив, где прятался подъёмник и где располагались круговые рельсы во время съёмок «Триумфа воли», как удалось в «Олимпии» снять прыгунов в длину снизу (из специально вырытой ямы), почему некоторые фрагменты монтировались задом наперед, и ещё десятки интригующих подробностей.

Каждое произнесённое слово, каждое прозвучавшее в фильме утверждение подкреплено документальным материалом - великолепным, мастерски подобранным и смонтированным: фотографиями - как известными, так из личного архива Лени, видеосъёмками о видеосъёмках, фрагментами из художественных и документальных фильмов, историческими кинохрониками.

Изредка Мюллер задаёт каверзные вопросы, особенно о периоде знакомства Лени с Гитлером и Геббельсом: «А как Вы объясните такие строки из дневника Геббельса?..», «А что Вы чувствуете, пересматривая эти кадры?..», «А почему Вы тогда не уехали из страны?..» Но Лени Рифеншталь держится с достоинством и честно ищет убедительные ответы.

Рэй Мюллер поставил перед собой серьёзную задачу: не просто рассказать о жизни и таланте скандально знаменитой женщины, но и проанализировать их, показать скрытые мотивы поступков живой легенды. В целом его фильм кажется слишком неспешным, зато подробным, всесторонним и убедительным.

В одном из интервью Лени говорила: «И в искусстве, и в жизни мне кажется важным стремление к идеалу, к идеальному человеку. Если мир откажется от стремления к совершенству, это будет равносильно самоубийству». И в этом вся она и вся её жизнь, которая как нельзя более близка к совершенству. Не могу назвать никого, кто прожил бы настолько насыщенную, яркую, разную жизнь, полную стольких взлётов и падений и тем не менее настолько целостную, гармоничную и красивую, такую «прекрасную и ужасную», как Лени Рифеншталь. А вы можете?

Рецензия: Ю. Шейнина . http://kino.websib.ru/article.htm?1246

13 июл 2006

#

Лени - Великий Человек.

3 июл 2014 Гость

#

Leni Riefenstahl, урожденная Хелен Амалия Берта Рифеншталь. Танцовщица, актриса, режиссёр, фотограф, аквалангист и красавица, дожившая до 101 года. Фаворитка фюрера, заклеймённый позором автор "Олимпии", "Триумфа воли" и "Голубой долины", на съёмки которой цыганскую массовку привозили из концлагеря неподалеку. Её судили, её официально оправдали - и всю жизнь потом заставляли оправдываться [4 ареста, 30 судебных процессов, 2 года провела в психиатрической клинике]. У неё были российские корни - по материнской линии. У неё был брат, который погиб под Сталинградом. Её в лицо называли пособницей и пропагандисткой фашизма, а она пожимала плечами: "Игра светотени интересовала меня гораздо больше идеологии". Riefenstahl не считала себя виновной ни в чём, она ни разу не попросила за прошлое прощения. Когда её спрашивали, о чём она жалеет больше всего, Лени отвечала: "О том, что отказалась отправиться с Josef von Sternberg в Голливуд, - тогда не было бы всего послевоенного кошмара". "Все мои желания исполнились. Даже детские", – сказала она за 2 года до смерти. Награда International Emmy Awards 1993 за лучший документальный фильм. Награда Golden Space Needle Award by Seattle International Film Festival 1994 за лучший документальный фильм. Участник Toronto Film Festival 1993; Taipei Golden Horse Film Festival (Taiwan) 1999.

30 мар 2006 Nikolay

Оставить рецензию Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 66




Реклама на сайте

Купить на DVD

Доступен к заказу
350 руб.
Купить «Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь» на DVD можно за 350 руб.
Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов