Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Новость

Дядюшка Оскар, который всегда прав


Если в нашей культурной реальности, перенасыщенной наградными списками, и осталось нечто абсолютно бесспорное и уважаемое, так это "Оскар". Когда на последней, юбилейной оскаровской церемонии перечисляли фильмы, признанные лучшими и удостоенные позолоченной статуэтки за эти годы, стало ясно, что случайных, тех, которым можно было бы их и не вручать, ничтожно мало - меньше, чем пальцев на одной руке. Все остальные не просто вошли в историю кино и легли на некую виртуальную золотую полку, а пребывают в постоянной ротации, держатся на слуху. Больше того, "Оскар" - это живой организм, который без всякого внешнего понуждения самообновляется, реагируя на изменение кинопроцесса. В последние годы, например, явственно обнаружилась тенденция интереса к продукции не гигантов-мейджоров, а независимых студий. Колоссы, подобные "Титанику", уступают место или, по крайней мере, на равных соперничают с такими малобюджетными лентами, как "Столкновение" Пола Хаггиса. Авторитет, даже самый заслуженный, значит крайне мало - достаточно вспомнить Стивена Спилберга или Мартина Скорсезе, очень долго дожидавшихся своего режиссерского "Оскара" - при том, что их фильмы получали массу статуэток. Иногда авторитет даже, скорее, мешает - обласканному публикой и, следовательно, кассой режиссеру легче пройти через угольное ушко, чем получить "Оскар". Не поручусь, что здесь не играет своей роли субъективный фактор - элементарная человеческая зависть, но в данном случае она демократизирует саму награду, побуждает внедряться в толщу кинопроцесса. (Кстати, номинация "За лучший фильм", которую у нас почему-то считают относящейся к режиссеру, на самом деле касается продюсера. Поэтому получать награду за лучший фильм этого года "Старикам здесь не место" Итан и Джоэл Коэны вышли на сцену театра "Кодак" как продюсеры вместе со своим партнером Скоттом Рудином.)


"Оскар", при всей формальной "академичности" (ведь его присуждают члены Американской академии кинематографических искусств и наук), оказывается заточенным на открытие. В этом году фаворитками стали дебютантка в сценарном деле Дьябло Коди (стриптизерша и секс-оператор по телефону) с фильмом "Джуно" и две юные актрисы в номинациях "Лучшая актриса" и "Лучшая актриса второго плана", соответственно Эллен Пейдж за "Джуно", уступившая Марион Котьяр ("Жизнь в розовом свете"), и тринадцатилетняя Сеерша Ронан в "Искуплении", которую переиграла Тильда Суинтон из "Майкла Клейтона". Кстати, обе победительницы - иностранки, что говорит о том, что "Оскар" не страдает ни близорукостью, ни национальной предвзятостью.

Не чуждается "Оскар", внешне такой гламурный и безусловно дорогостоящий, остросоциальных, антибуржуазных лент. Фильм "Нефть" (в оригинале "Будет кровь") Пола Томаса Андерсона, поставленный по роману писателя-социалиста Эптона Синклера (в свое время субсидировавшего съемки Эйзенштейном картины "Да здравствует Мексика!"), получил две наиболее значимые статуэтки - их вручили оператору Роберту Элсуиту и актеру Дэниелу Дей-Льюису, и с этим не поспоришь. Заслужил свой "Оскар" как лучший актер второго плана и испанец Хавьер Бардем ("Старикам здесь не место") - хотя бы уже потому, что его роль была ничуть не менее главной, чем у его партнера Томми Ли Джонса. А конкурировавший с Дей-Льюисом и замечательно сыгравший труса Роберта Форда в "Убийстве Джесси Джеймса" Кейси Эффлек, возможно, поплатился из-за фамилии - уже слишком знаменит при знаменитом брате Бене!

Теперь о наших. Признаться, я думала, что "Оскар" светит "Монголу" - из чисто конъюнктурных соображений. После прошлогоднего скандала с "Боратом", открывшим американцам неизвестную страну Казахстан и (по нашим представлениям) не очень достойно показавшим на экране представителя этого великого народа, логично было предположить, что академики с особым вниманием отнесутся к фильму Сергея Бодрова. К тому же Чингисхан сейчас в моде и эпические исторические картины в Америке вроде любят... Но не прокатило. Я не учла, что "Монгол" соседствовал в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" с фильмом австрийца Штефана Рузовитцки "Фальшивомонетчики". А это история про нацистский концлагерь, тема для академиков святая. Вспомним, что именно за "Список Шиндлера" удостоился наконец режиссерского "Оскара" Стивен Спилберг, что за "Пианиста" получил его Роман Полански. Так что и Бодров, и Никита Михалков со своей "дюжиной" могли отдыхать. Впрочем, мне кажется, у Михалкова на этот раз вообще реальных шансов не было. Хоть это и свободный римейк культовой ленты Сидни Люмета, но слишком он погружен в нашу действительность, и монологи героев почти непереводимы - как наши анекдоты. Это, кстати, прекрасно понимает Александр Петров, номинировавшийся с короткометражной анимацией "Моя любовь". Это его четвертая номинация; до этого были "Корова", "Русалка" и "Старик и море", причем "Оскара" дали как раз за последних - я думаю, прежде всего потому, что академикам не нужно было читать титры (они наверняка читали книгу Эрнеста Хемингуэя) и они имели возможность в полной мере оценить прелесть переливающихся кадров, проследить за их волшебной сменой. А экранизация романа Ивана Шмелева "Моя любовь" - вещь эзотерическая. Как говорит сам Петров, после работы в Канаде ему хотелось сделать что-то специфически русское. Но даже в России эту книгу мало кто читал, хотя после фильма, может быть, прочтут многие. Сами реалии провинциального русского городка начала прошлого века, уходящий из употребления дивный язык - все это трудно оценить с налету, без соответствующего бэкграунда. Первые же реплики про "экзаменты" наверняка повергли в недоумение зрителей, да и дальше им пришлось больше читать, чем смотреть - фильм перенасыщен речью, а тем временем сама картина уплывала мимо... Однако тех, кто остался в обиде на академиков за игнорирование российского продукта, спешу утешить. Все же "Моя любовь" проиграла фильму по опере Сергея Прокофьева "Петя и волк" - можно сказать, он тоже отчасти наш.

Что еще остается добавить? Вердикт жюри на любом кинофестивале вызывает массу недовольства - и среди критиков, и среди любителей кино. А когда произносится сакраментальная фраза "И "Оскар" достается...", то какое бы имя, какой бы фильм потом ни назывались, трудно не согласиться, что этот человек или этот фильм награду заслужил. Конечно, у каждого из нас есть свои предпочтения, свои пристрастия, но, положа руку на сердце, "дядюшка Оскар" все равно всегда - ну почти всегда - прав. И потому сравниться с ним может только чемпионат мира по футболу - в конце года мы вновь начнем сравнивать красоту игры футболистов и целых команд, желая победы своим и с нетерпением ожидая решения судей.

Источник: Нина Цыркун, Русский Журнал 28.02.2008

28 фев 2008 -
Почему в России не стало "Оскаром" больше?

26 фев 2008 - Итоги ОСКАР 2008

12 фев 2008 - Евреи заполонили «Оскар»

23 янв 2008 - Объявлены номинанты на премию «Оскар»

18 янв 2008 - Как сказать по-румынски "Оскаровский скандал?"

29 дек 2007 - О претендентах на "Оскар"

2 окт 2007 - «12» Никиты Михалкова выдвинут на соискание «Оскара»

26 фев 2007 -
79-ая церемония вручения наград Американской киноакадемии.

15 фев 2007 -
В Москве открывается фестиваль мультфильмов — номинантов на «Оскар» разных лет.

7 фев 2007 - Номинации на премию «Оскар» 2007

19 окт 2006 - "Огни окраин" игноририуют "Оскар"
28 фев 2008

Подписаться на новости в формате RSS


последние новости
[архив новостей]

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 57




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов