Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Новость

100 лет со дня рождения режиссера Александра Григорьевича Зархи


Режиссер и драматург Александр Григорьевич Зархи посвятил свою жизнь кинематографу. Первые киносеансы, которые он с друзьями смотрел еще мальчишкой, были одним из самых светлых и захватывающих событий его детства - детства паренька из многодетной семьи без отца, с рабочей окраины Петербурга. Откуда в нем появилась тяга к скрипке, к театру драмы, опере, балету, а в школе - к драматическому кружку, руководил которым отец Кирилла Лаврова, а пьесы писал Николай Чуковский, сын Корнея Ивановича? Загадка. Тогда в 14 лет Александр Зархи и сыграл свою первую роль - старого комика Светловидова из чеховского рассказа «Калхас». Много лет спустя кинофильмы Зархи станут классикой кинематографа и будут удостоены трех Сталинских премий, а также наград российских и зарубежных кинофестивалей.

Нина Зархи, дочь Александра Зархи, кинокритик: «Папа мог бы заниматься только кино. В этом смысле он был человеком-метафорой своего дела. Потому что эта непредсказуемость кино, когда ты снимаешь одно, а на пленке, на экране совсем другое, она была в папе».

Актриса Татьяна Самойлова, сыгравшая роль Анны Карениной, вспоминает о съемках фильма Анна Каренина (1967):
«Мы искали, чтобы билось наше сердце. Вместе - и его, как художника и режиссера, и мое, как актрисы. Чтобы это был вид соответствующий XIX столетию. Чтобы это были костюмы, чтобы это был грим интересный. Все это было поиском, работали мы над этим четыре года: два года писался сценарий, два года мы снимали. Картина, с моей точки зрения, получилась безумно интересная. Дивный Гриценко, замечательный Лановой, дивная Ия Саввина, великолепная Плисецкая и прекрасная музыка Щедрина. Прекрасная – лязгающая, ненавидящая, всю эту тему любви презирающая, изнемогающая злобой по поводу этой темы. Вообще Анна Каренина удивительная роль, удивительный образ. И то, что это будет на экране, и то, что это любят зрители, и то, что об этом говорят, это хорошо... Я люблю Анну. Люблю Анну за ее правду. Она жила правдиво, она жила без лжи, и когда она почувствовала, что жизни нет и что любви нет, так страшно почувствовала биение своего сердца в голове и не почувствовала почвы под ногами, и упала под поезд... Вот это было страшно, это было страшно. А вообще, конечно, мы очень любили с Александром Григорьевичем "Анну Каренину"».

Нина Зархи об отце:
«Он вообще был очень из своего времени. Он пришел в 20-е годы. Он не мог бы прийти ни в кино, ни куда-то вообще в искусстве, ни в какое другое время, - только в 20-е годы. Это тоже было для него очень органично в это время, когда все ломалось. Он бы человеком абсолютной динамики: никакого консерватизма, никаких застывших форм. Это ему так нравилось, что все на площади, что все на улице, что все творится - здесь, сегодня.
В подвязанных штанах, на одном коньке с другом, поделив пару коньков на двоих... С этим связана очень смешная история, как он первый раз попал на съемку к Козинцеву и Траубергу и в массовке катался в фильме "С.В.Д.". В бакенбардах, треуголке, потому что это был фильм о времени декабристов. Папа там катался в массовке, изображая конькобежца на льду. Были съемки на катке, и в гриме Медокса был Герасимов. Они все были чуть старше - режиссеры Козинцев и Трауберг. Их называли по имени-отчеству. Хотя они старше были на три-четыре года. Папа самозабвенно делал, как он делал все. В массовке тоже, потому что ему казалось, что это самое главное сейчас. Вдруг Козинцев сказал: "Этого пацана, там, на одном коньке, немедленно убрать". Папа до конца дней вспоминал оператора Москвина с большой любовью: "Москвин за меня заступился". Москвин снимал. Он сказал: "Да не видно его. Он на заднем плане. Пусть катается". Козинцев: "Нет, пусть уйдет". Папа вспоминал: "Я тогда поклялся за решеткой «Ленфильма». Я стоял, глотал слезы и говорил: "Я буду здесь, я буду, я войду еще сюда". Тогда ему было 14 или 15 лет. Действительно, через год он туда уже пришел.

Я недавно посмотрела "Мою Родину" (1933), которую папа, и я этого не знала, оказывается и Хейфиц тоже, считал их лучшей картиной. У этой картины драматическая судьба. Ее недавно открыли. Выяснилось, что ее не смыли до конца, там смыта одна часть, но вообще картина сохранилась. Она стала просто открытием для киноведов. Я ее посмотрела. Там есть такие кинонаходки! Она до сих пор живая, потому что это черно-белое кино, которое работает как цветное. Это фантастическое понимание кадра, работы со светом - как пластически работает свет, меняясь в кадре, в одной и той же мизансцене меняется освещение и абсолютно меняется атмосфера. Все это при том, что речь идет о каких-то, сегодня кажущихся простыми, примитивными, вещах. Работа чистой кинопластикой позволяет в эту картину просто входить, как в какое-то магическое приключение. Эта картина - абсолютное визуальное приключение».

Зархи и Хейфица за создание фильма, который порочил Красную армию, наказали отлучением от кинематографа на два года.


Нина Зархи:
«Страстная папина любовь к актерам она тоже была связана с его человеческим даром. Он действительно любил людей. И актера, как единственного и главного посредника в рассказе о человеке, он просто боготворил. Он считал, что все можно сделать через актера. Почему мне и кажется, что это кино живое. Про людей ведь всегда живое, всегда интересно.
Так случилась "Высота" (1957), которая имела множество всяких премий, и всенародную любовь. По-моему, эта картина жива еще и потому, что в ней есть невероятное обаяние и актерское тоже. Потрясающая работа Рыбникова, конечно. Такого нет больше типажа, народного такого героя, который был бы при этом так обаятелен и так непрямолинеен в своей народности, в своем народном русском обаянии. Такое точное попадание Инны Макаровой – изумительная работа. Все-таки это был 1956 год. Настроение было хорошее, конечно. Это было уже после XX съезда. И какой-то воздух такой весенний был.
Папа очень откликался на все, что происходило в обществе. Был человеком очень реагирующим на все. Уличная атмосфера его могла либо превращать в угрюмого человека, либо очень будоражить. Глаза сразу становились комсомольскими.
После "Высоты", конечно, сразу хотели, чтобы он делал только такое, только про рабочий класс. Картины такие были нужны. Спускался сверху план, поэтому он подолгу бывал в простое. Он искал свой материал, это естественно.

Многих удивил "Звездный билет", который заставили назвать по-другому - "Мой младший брат" (1962). В квартире у папиного камина Аксенов читал главы еще не написанного романа. Это неожиданно произвело на папу невероятное впечатление.
Папе очень понравился этот роман, ему показалось все это очень животрепещущим, очень верным, очень уловившим атмосферу надежд, каких-то перемен, выхода из-под этой глыбы сталинского льда. Такого чего-то живого, когда все трое могут быть непохожи друг на друга, быть друзьями. Даже это казалось какой-то новацией, каким-то окном в обыкновенную человеческую жизнь, в которой все разные. Даже это казалось каким-то свежим. И одновременно чуть-чуть опасным, запретным».

(По материалам программы "...Не видеть несбыточных снов")

Источник: Телеканал "Культура"
14 фев 2008

Подписаться на новости в формате RSS


последние новости
[архив новостей]

Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 57




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов