Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Режиссер

Михаил Ильич Ромм
Mikhail Romm

Михаил Ильич Ромм Дата рождения: 21.2.1901
Дата смерти: 1.11.1971


Биография:

Режиссер, сценарист.
Михаил Ромм родился в Иркутске в 1901 году. Практически все существующие энциклопедии (да и сам Ромм в своих книгах) писали, что это случилось 11 января, то есть 24 января по новому стилю. Многие вообще указывали только год. Но в 2007 году в Государственном архиве Иркутской области в метрической книге Иркутской синагоги за 1901 год была обнаружена запись: «8 февраля в семье лекаря Ильи Монесовича Ромма и жены его Терезии Исааковны родился сын и наречено ему имя Михаил». Возникает вопрос: «Откуда возникла дата 24 января?». По всей вероятности путаница возникла из-за даты по еврейскому календарю. Дело в том, что в этой же записи, рядом, указана дата «24 шватЪ». Шват – пятый месяц года по еврейскому календарю и соответствует январю–февралю. Поэтому точная дата рождения Михаила Ильича Ромма – 21 февраля (8 февраля по старому стилю) 1901 года. 1910-1918. М. Ромм учится в гимназии Кирпичниковой (впоследствии Свентицкой). Поступает в «Свободные государственные художественные мастерские» (бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества) в скульптурную мастерскую А. С. Голубкиной. Осень 1918. В составе продовольственной экспедиции выехал в Ефремовский уезд Тульской губернии. Год служит продовольственным агентом, реквизируя излишки хлеба у крестьян в Тульской и Орловской губерниях. Сочиняет стихи. 1920. Мобилизован в Красную Армию. Служит в телефонно-телеграфном дивизионе связистом 1921. Направлен на обучение во ВХУТЕМАС. Занимается у С. Т. Конёнкова, а также у Лавинского и других. На последних курсах делает портреты из дерева и мрамора. Работает продавцом книжной продукции в Колонном зале Дома союзов. В годы учебы знакомится с В. В. Маяковским. Вместе с сестрой Идой дома копирует Окна РОСТа. Относит свои прозаические произведения в издательство «Узел». Посещает репетиции В. Э. Мейерхольда 1922. Входит в группу «Тр. без реж.» (труппа без режиссера: Михаил, Александр и Ида Ромм, Борис и Екатерина Поршневы). 1925. Окончил скульптурное отделение ВХУТЕМАСа. Оставляет занятие скульптурой. 1925-1930. Переводчик с французского языка, пишет детские и исторические романы, газетные очерки - для заработка, стихи, пьесы, новеллы - для души. Работает в газете. 1926-1927. Первый опыт написания сценария (с бывшей актрисой В. И. Мамоновой). На чтении у Кулешова сценарий успеха не имел. 1927-1928. Призван на военные Сибповторкурсы комсостава (Иркутск). Был выпущен командиром роты (впоследствии переквалифицировался в танкиста) в звании лейтенанта. Май 1929. Скоропостижно умирает отец. Ромму необходимо содержать семью и определяться с профессией. Он решает стать режиссером. 1928-1930. Внештатный научный сотрудник по вопросам кино Института методов внешкольной работы 1929. Первый самостоятельно написанный сценарий «Конвейер идиотов» не был принят «Ленфильмом», «Межрабпомфильмом» и Московской студией. 1930. Пишет сценарий «Быт горит» (тема сценария Е. Виноградской) для А. М. Роома, командировка на Украину в Днепропетровск. Сценарий не поставлен. 1929-1932. Пишет сценарии для фильмов «Реванш» (реж. В. Журавлев), «Рядом с нами» (реж. Н. Бравко), «Конвейер смерти» (реж. И. Пырьев). 1931. Уходит из института. Поступает ассистентом режиссера А. Мачерета (фильм «Дела и люди») на киностудию «Союзкино» («Мосфильм»). Апрель 1933. Приступает к работе над своей первой кинокартиной «Пышка» по рассказу Ги де Мопассана. Киностудия предложила Ромму поставить немую картину, где «не свыше десяти дешевых актеров, не больше пяти простых декораций, ни одной массовки и со сметой, не превышающей ста пятидесяти тысяч». 1934. Выходит на экран «Пышка» (Мосфильм, озвучен в 1955). Первые роли в кино Ф. Раневской, Т. Окуневской, Г. Сергеевой. Уволен с «Мосфильма» за отказ ставить фильм по сценарию Е. Виноградской «Анка». Восстановлен на студии в том же году. Февраль - август 1936. Снимает в песках Каракум в 15 км от Ашхабада «Тринадцать». Картина выходит на экраны страны в этом же году. В фильме занята молодая актриса Елена Кузьмина («Новый Вавилон», «Одна» и др.), которая вскоре становится женой М. Ромма. Живут в подвальчике в Южинском переулке (брак оформлен в 1940 году). Умирает мать М. И. Рома. 1937. Неудачные попытки поставить «Пиковую даму». Сценарий был написан совместно с Э. Пенцлиным, композитор - С. Прокофьев. Комитет по делам кинематографии запрещает постановку «Пиковой дамы» в числе других картин в связи с «поворотом к современной тематике». Конфликт с кинематографическим начальством обостряется: вторично уволен с «Мосфильма». Уезжает на Украину, на Киевскую киностудию. Возвращается в Москву, где восстанавливается на «Мосфильме». Пишет совместно с В. Гусевым сценарий «Командир», который был запрещен к разработке. 1937-1939. За предельно короткие сроки снимает «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Образ вождя появляется в советском кинематографе впервые. «Ленин в Октябре» выходит на экраны в 1937 году. «Ленин в 1918 году» выходит на экраны в 1939 году. 1938. Начинает преподавать во ВГИКе на операторском и сценарном факультетах. 1939. Вступает в ряды КПСС. Начинает работу над фильмом «Суворов» по сценарию Г. Гребнера. «Новый руководитель кинематографии И. Большаков спросил меня: «В каком духе вы собираетесь снимать "Суворова"?» Я ответил: «В героическом, но это будет комедия». - «Как комедия? - удивился И. Большаков. - О великом полководце?» И сценарий решено было возвратить Пудовкину.» Осень 1939. Умер Б. Щукин. С его смертью разрушились планы продолжения «ленинского цикла», так как работа над образом Ленина с другим актером для Ромма покажется невозможной 1940. Назначен художественным руководителем Главного управления по производству художественных фильмов. Кинофильм «Мечта», вдохновленный поездкой Рома в Западную Белоруссию, снимается во Львове и Черновцах. 1941. За ленинские фильмы режиссер М. Ромм, актеры Б. Щукин, Н. Охлопков удостоены Сталинской премии СССР. 15 июня 1941. Закончена работа над «Мечтой». 22 июня 1941. Пришел первый отпечатанный экземпляр «Мечты». Фильм вышел на экран в 1943 году. 1941-1942. В эвакуации в Ташкенте. Начальник Главного управления по производству художественных фильмов. Возглавляет производственное отделение «Мосфильма». Осень 1942. Освобожден от должности начальника Главного управления по производству художественных фильмов. 1943. На волне антисемитизма покончил с собой брат М. Ромма Александр, военный корреспондент. Весна 1943. Отказывается поставить фильм «Садко» и предлагает поставить другой - «Сталинград». Получив отказ, принимает предложение поставить «Бирку № 217» («Человек № 217»). За два месяца пишет сценарий, основанный на встречах с угнанными в Германию и на их письмах. Съемки фильма - в Москве и Ташкенте. Осень 1944. Фильм был показан на Большом художественном совете при ЦК партии, где получил высокую оценку. Но только через шесть месяцев «Человек № 217» вышел на экран. Сталинская премия 1946 года. Весна 1945. Пишет совместно с Е. Габриловичем сценарий «Шестая колонна», по которому (через 10 лет!) будет поставлено «Убийство на улице Данте». Осень 1945-1946. Входит в Большой художественный совет, созданный по личному распоряжению Сталина. В совете: С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, братья Васильевы, С. Юткевич, В. Егоров и др. 1946. Разрабатывает тему «Оборона Москвы», которую неоднократно снимают с плана. Совместно с К. Минцем пишет сценарий комедии «Железная дорога» («Ключи счастья»). После пяти съемочных дней картина снята с производства «за неоправданную фантастику». 1947. Снимает фильм «Русский вопрос» по пьесе К. Симонова. Фильм выходит на экран в том же году. Сталинская премия 1948 года - памятный «суд чести» в парткоме «Мосфильма» по обвинению в низкопоклонстве перед Западом и смешении борьбы против космополитов с антисемитизмом. 1948. Приглашен преподавать во ВГИК в актерско-режиссерскую мастерскую, где его студентами становятся Г. Чухрай, В. Басов, А. Ибрагимов и другие. Ставит документальный фильм «Владимир Ильич Ленин» (совместно с В. Беляевым, 1948). 1950. Снимает фильм «Секретная миссия» (выход на экраны в том же году). Сталинской премии (1951) удостоены М. Ромм, сценаристы М. Маклярский, К. Исаев, оператор Б. Волчек, актеры Е. Кузьмина, Н. Комиссаров, С. Вечеслов, М. Перцовский. Ромму присваивается звание народного артиста СССР. 1951-1953. Впервые снимает цветные фильмы – дилогию об адмирале Ушакове («Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы»). «Корабли штурмуют бастионы» удостоен почетного диплома как лучший иностранный фильм на МКФ в Виши (Франция, 1954). 1954. Набирает новый курс ВГИКа (А. Тарковский, В. Шукшин, И. Рауш, А. Файт, В. Китайский, А. Митта и др.). 1956. Ставит «Убийство на улице Данте», в котором согласно негласному указу не снимать «режиссерских жен» Е. Кузьмина не была утверждена на роль Мадлен Тибо. Фильм выходит на экраны в этом же году. Лучшая режиссерская работа и лучшая актерская работа (Е. Козырева) на итоговой конференции киностудии «Мосфильм» за 1956 год. После XX съезда к/ф «Ленин в 1918 году» подвергся «исправлениям». Преподает на режиссерских курсах «Мосфильма», где занимаются Г. Данелия, С. Таланкин, Ш. Аббасов и другие. При объединении «Мосфильм» организована мастерская Ромма. Июнь 1957. М. И. Ромм становится заместителем председателя оргбюро в организованном Союзе кинематографистов СССР. 1958. Работает над постановкой к/ф «Анна Каренина» (фильм так и не был поставлен). Ставит документальную ленту «Живой Ленин» (совместно с М. Славинской). 1961. Снимает драму об ученых-атомщиках «Девять дней одного года». Фильм вышел на экраны в этом же году. Лучший фильм 1962 года, А. Баталов - лучший актер года по опросу журнала «Советский экран». Большая премия «Хрустальный глобус» МКФ в Карловых Варах-62, главная премия на МФ трудящихся в Чехословакии (1962), почетные дипломы МКФ в Мельбурне-65 и Сан-Франциско-62. 1962. Набирает новый курс ВГИКа (Д. Асанова, В. Титов и др.). Читает лекции на Высших сценарных курсах. Осень 1962. Командировка в США (М. Ромм, А. Тарковский, Ю. Доброхотов, Л. Погожева) на Международный фестиваль в Сан-Франциско, где фильму А. Тарковского «Иваново детство» присужден главный приз; вне конкурса показаны «Девять дней одного года». 26-28 ноября 1962. Выступает на конференции истории искусств «Традиция и новаторство» в ВТО против антисемитизма в СССР. Декабрь 1962. Участвует во встречах Н. С. Хрущева с творческой интеллигенцией. Январь - февраль 1963. В ЦК КПСС поступает заявление от писателей В. Кочетова, А. Софронова, Н. Грибачева о выступлении Ромма в ВТО. 22 мая 1963. Руководство ВГИКа требует «объяснения» его «возмутительного выступления». Ромм вынужден написать заявление о своем уходе без указания причины. Резолюция на заявлении: «Согласен удовлетворить просьбу М. И. Ромма освободить его от преподавательской работы во ВГИКе с 1 июня 1963 года по состоянию здоровья. А. Грошев. 8.06.1963». Январь 1964. Едет в Париж на ретроспективу своих фильмов. Работает над «Обыкновенным фашизмом» в Госфильмофонде СССР. Август 1964. Со съемочной группой едет на пять недель в бывшие концлагеря Польши, Германии (Освенцим, Майданек). Работает в архивах Варшавы, над материалами Министерства справедливости Польши. Едет в Берлин для работы в фильмохранилище. 1960-е. Пишет совместно с Е. Габриловичем сценарий «Ночь размышлений», который так и не был завершен. 1965. На экраны выходит полнометражный документальный фильм «Обыкновенный фашизм». Специальный Высший приз жюри МКФ документальных и короткометражных фильмов в Лейпциге. Ромм возвращается во ВГИК и набирает новый курс (Н. Михалков, С. Соловьев и др.). 1966. М. Ромм, сценарист Д. Храбровицкий, оператор Г. Лавров, художник Г. Колганов, актер А. Баталов удостоены Государственной премии имени братьев Васильевых за фильм «Девять дней одного года». Присоединяется к коллективному письму Л. И. Брежневу против тенденций в печати, направленных на реабилитацию культа Сталина. Начинает записывать на магнитофон свои «устные рассказы». Осень 1967. Переносит инфаркт. 1968. После тяжелой болезни Ромм приступает к трилогии «Мир сегодня» (совместно с А. Новогрудским, С. Зениным). Съемки во Франции (Париж, Нантер), Германии (Гамбург). 1970. Набирает новый курс ВГИКа (В. Абдрашитов, В. Меньшов, А. Сиренко, А. Бибарцев и др.). 1971. Работает над «Миром сегодня», планирует поставить в 1973 году фильм «Две стрелы» по произведению А. Володина. Третье объединение «Мосфильма» празднует семидесятилетие М. И. Рома. 1 ноября 1971. Михаил Ромм умер в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 1975. Выход на экраны страны документальной ленты «И все-таки я верю», завершенной М. Хуциевым, Э. Климовым и Г. Лавровым. (Фрагменты книги Ромм М. И. Как в кино. Устные рассказы, Нижний Новгород, 2003)

Фильмы Михаил Ильич Ромм:

Тринадцать (1936)
Ленин в октябре
Ленин в 1918 году
Секретная миссия (1950)
Корабли штурмуют бастионы
Убийство на улице Данте
Девять дней одного года
Обыкновенный фашизм
И все-таки я верю...
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 79




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов